в Москву, приглашаются
волонтеры - добровольные помощники.
Центральное информационное агентство Новороссии Novorus.info

Аналитика Новороссии

«Слава Богу, хоть не посадили» Иркутский самиздат как способ получить срок

Просмотров: 941

«Слава Богу, хоть не посадили» Иркутский самиздат как способ получить срок
На обложке – свеча. «Свеча», журнал, ставший одной из легенд иркутского самиздата, хранится в коллекции журналиста Владимира Скращука. Скращук взялся за довольно неблагодарное дело – попытку исследования регионального самиздата. В России практически нет таких работ, так как из-за своей специфики самиздат обычно не сохранялся. Если «Свечу» можно найти в каких-то коллекциях, то вот «Архивариус», когда-то издававшийся юным Игорем Подшиваловым, – уже вряд ли. «Литературные тетради», за которые иркутянин Борис Черных получил 5 лет, тоже исчезли. Часть уничтожена КГБ, часть – самими авторами, судьба двух номеров, доживших до наших времён и принадлежавших бывшему иркутянину Геннадию Русских, после его ухода также неизвестна.

«Самиздат был всегда», – категорично заявляет Владимир Скращук. И, в общем, трудно с ним поспорить. Когда весной 1881 года вся Россия была взбудоражена гибелью Александра II, с томской газетой «Сибирский голос» случился скандал. 11 мая тираж был отпечатан с огромными «дырами» – все места, которые изъял цензор (а цензура после гибели императора стала особенно рьяной), газетчики оставили пустыми. Номер этот сейчас легко найти отсканированным и полюбоваться, как газетчики попытались воевать с цензурой. После огромных лакун кажется вполне «приличным» объявление о том, что получены портреты нового императора Александра III и «покойнага государя императора на смертном одре». «Редакция, не находя в законах о печати запрещения оставлять пробелы в местах, вычеркнутых из статей цензурою, допустила такие пробелы», – значилось в объяснении. В ответ на депешу, посланную по этому случаю министру внутренних дел, начальник главного управления по делам печати гофмейстер, князь П.П. Вяземский ответил: «Пробелы на газетном листе, составляя косвенный протест против предварительной цензуры, не допускаются». Номер так и не поступил обывателям, напечатали новый – без дыр. По стране в этот момент гуляли подпольные газеты, выпущенные «Народной волей», устроившие ликование по случаю смерти царя. Настоящий, неподдельный самиздат. Не будем в газетной статье приводить терминологические споры, что считать самиздатом, а что нет. Оставим это исследователям.

«Первый иркутский рукописный журнал датируется 1796 годом, – рассказывает Владимир Скращук. – Он не сохранился, остались только воспоминания о нём. В Иркутске производство неподцензурных изданий почему-то приветствовалось. Было даже такое забавное явление – директорша женской гимназии с каждым своим классом издавала по 2 журнала. Славились рукописными журналами духовная семинария и женская гимназия. По сути, это был классический самиздат – рукописные журналы небольшого тиража для своего круга. Сам пишу, сам читаю, сам распространяю, сам издаю».

«Исследований по самиздату очень мало, потому что для того, чтобы это изучать, журналы нужно держать в руках, – продолжает Владимир Скращук. – Я подозреваю, что у многих дома есть какой-то самиздат, но писать об этом никому в голову не приходит, это очень трудно. Архивных материалов очень мало. Существует девять крупнейших коллекций самиздата. В одном из каталогов, содержащем 1934 названия, – семь иркутских изданий, два из которых к самиздату отнесены быть не могут, поскольку имеют официальную регистрацию. В «Энциклопедии Сибири» упоминаются пять «иркутских неформальных студийных изданий»: «Свободное слово», «Подснежник», «Архивариус», «Литературные тетради», «Свеча». По сути, из этой пятёрки сегодня «пощупать» можно только «Свечу». «Свободное слово», в 1956 году появившееся благодаря диссиденту

Леониду Ивановичу Бородину, не сохранилось. «Если где-то в архивах КГБ лежит, никогда не отдадут», – усмехается Владимир Скращук.

О «Подснежнике» осталось только упоминание. «Архивариус», скорее всего, не сохранился, «Литературные тетради» – тоже.

Владимир Скращук предпринял попытку исследовать региональный самиздат, один из первых результатов этой работы появился в 2002 году в сборнике «Уроки демократии» в виде статьи. О современном иркутском самиздате он написал в последний выпуск альманаха «Аcta samizdatica / записки о самиздате», который вышел в конце 2013 года (составитель – заведующая фондом нетрадиционной печати Государственной публичной исторической библиотеки России Елена Струкова).

«Традиция самиздата не прерывалась никогда, это нужно чётко знать», – заметил Владимир Скращук. И Иркутская область в этом деле не отставала. Он называет имя Мартемьяна Рютина, уроженца села Верхне-Рютино Усть-Удинского уезда, члена ВКП (б), который распространял, в частности, такой документ: «Сталин и кризис пролетарской диктатуры». Это был один из первых советских самиздатов. В 1932 году Рютин получил 10 лет лагерей, а в 1937 был расстрелян. В Иркутской области некоторое время, будучи студентом, проживал и будущий философ Александр Мень, печатавшийся самиздатом. Здесь отбывали ссылку диссидент Анатолий Марченко и его жена Лариса Богораз. «Они здесь ничего не написали, но чунские воспоминания Анатолия Марченко вошли в одну из его книг, которая была написана позже», – сказал Скращук. Все, кто собирался что-то напечатать «от себя» и «для друзей», чётко помнили: в Уголовном кодексе есть две статьи по их души – статья 70 («Антисоветская агитация и пропаганда») и статья 191 («Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»). «Они были отменены в 1989 году, но до этого по данным статьям отсидело очень много людей», – говорит Владимир Скращук.

Один из них – Борис Иванович Черных, юрист, комсомольский работник, член редколлегии журнала «Юность». «В 1964-м, являясь секретарём комсомольской организации треста «Братскстрой», направил очередному съезду ВЛКСМ письмо с приложением трактата «Что делать? Некоторые наболевшие проблемы нашего молодёжного движения», – пишет «Иркипедия». За что был исключён из КПСС и уволен с работы. Работал школьным учителем, собрал кружок старшеклассников, но по доносу был уволен и из школы, стал сторожем Ботанического сада. Возглавлял «Вампиловское книжное товарищество», объединявшее около полутора десятков людей, самиздатовская продукция этого товарищества – «Литературные тетради». В 1982 году был арестован, получил пять лет лагерей и три года ссылки. При обыске у него нашли «Рукопись маленького портного», «Архипелаг ГУЛАГ», у его товарища Александра Панова – «Окаянные дни», «Чевенгур», «Литературные тетради», Розанова, Солженицына, Флоренского. Два экземпляра «Литературных тетрадей» сохранились у бывшего главы комиссии по правам человека при администрации Иркутской области Геннадия Хороших, который был знаком с Борисом Черных, когда существовало «Вампиловское книжное товарищество. Экземпляры Черных были изъяты КГБ и уничтожены, а остальные Панов и товарищи, видимо, уничтожили сами. «Геннадий Константинович дал на время их мне, я пять ночей набирал текст, теперь все сохранено в «доковском» файле. Сам же Хороших уехал из Иркутской области и ушёл из жизни в 2010 году в Крыму. Так два последних экземпляра и пропали», – говорит Владимир Скращук.

Параллельно на филфаке ИГУ «вызревал» ещё один рассадник самиздата. В 1979 году 17-летний студент Игорь Подшивалов собрал вокруг себя группу людей, которая начала делать самиздатовский журнал «Архивариус». «Я лично видел этот журнал, но, к сожалению, видимо, в Иркутске он не сохранился, – говорит Владимир Скращук. – У Подшивалова был очень интересный почерк. Вы, наверное, видели чертёжников, которые как чертят, так и пишут. Почерк был специфический, очень чёткий, очень понятный». Группа Подшивалова успела сделать около десятка журналов со стихами, рассказами. Подшивалов, «с детства увлекавшийся пиратами, махновщиной, анархизмом», писал в «Архивариусе» свои рассказы о Кропоткине и Бакунине. «Как им повезло, почему их не наказали за это дело, я представить себе не могу, но это факт», – говорит Владимир Скращук.

Подшивалов не успокоился. В декабре 1983 года, когда только отгремело дело Черных, вышел первый номер журнала «Свеча». В редакционном уведомлении, со слов Владимира Скращука, помещён «совершенно безумный текст»: «Прямым текстом написано: «Перед вами очередной самиздатовский альманах». Люди, зная, что дело подсудное, писали совершенно прямо – это сам-издат. Это было просто безумие».

В числе тех, кто работал над альманахом, были Михаил Дронов, Елена Веселкова, Владимир Симиненко, Сергей Нечаев, Игорь Перевалов, Павел Мигалёв, Игорь Черток. Печатали всё на машинке. В конце первого номера можно прочитать: «Уважаемые авторы и читатели! Технический отдел редакции приносит вам свои извинения за низкий уровень печатания. Желающие ликвидировать этот недостаток и обладающие квалификацией машинистки могут обратиться в редакцию. Мы будем рады вашей помощи!». Журнал просуществовал до 1984 года, пока его не решили прикрыть. Пятикурсник Подшивалов нажил себе большие неприятности. Его начали таскать в деканат, на допросы, поскольку в журнале было достаточно крамолы по советским временам. «Мы пойдём другим путём», – сказал паровоз и застрял в болоте» – эту фразу можно было прочитать в милом и «невинном» альманахе. В нём «было полно сумасшедших стихов», пессимистических рассказов, статей об анархизме. Все это закончилось «волчьим билетом» для Подшивалова (диплом он всё же позже, но защитил). «Слава Богу, хоть не посадили», – заметил Владимир Скращук. «Издание «Свечи» возобновилось от имени «Социалистического клуба». Три номера в 1988-м и один в 1989 году объёмом от 70 до 97 страниц формата А4. Все выпуски были одинаково оформлены: машинопись, проволочные скрепки, обложка из картонной папки для бумаг. Для №№ 2–4 сделали фотообложку и рисованные заставки для каждой рубрики», – сообщил Владимир Скращук.

Интересно, что Игорь Подшивалов свои идеи нёс не только через самиздат. В сентябре 1989 года между ним и доктором исторических наук Александром Дуловым разгорелась целая баталия на страницах вполне официальной «Советской молодёжи». Подшивалов в большой пространной статье воспевал Михаила Бакунина и просил сделать ему мемориальную доску в Иркутске на Белом доме. Дулов не совсем разделял эти восторги о «величии» анархиста: «Бакунин занимался интригами в Интернационале против Маркса и Энгельса». «Да, великий Бакунин!» – не сдавался Подшивалов и ответил доктору наук ещё одной статьей о любимом анархисте. Подшивалов был одним из самых ярких участников Конфедерации анархо-синдикалистов и в определённый момент стал отвечать за периодическое издание КАС «КАС-контакт», над этим проектом он трудился до конца жизни.

Иркутский рок-самиздат даже попал в энциклопедии. В коллекции Владимира Скращука есть ксерокопия иркутского журнала «Благим матом», который как раз и засветился в энциклопедии. Энциклопедия «Золотое подполье», вышедшая в 1994 году всего в пяти тысячах экземпляров, издание очень интересное. Известные фигуры советского рок-движения Александр Кушнин и Сергей Гурьев предприняли попытку составить перечень наиболее интересного рок-самиздата с 1967 по 1994 год. «Книгу очень интересно читать, поскольку в ней даны жизненные истории людей, которые занимались самиздатом», – говорит Владимир Скращук. «Иркутск. «Благим матом», 90 г., 40 стр., тир. 50 экз, ротапринт. Ред. Ал. Бенников, С. Терпигорьев («Крёстный отец»). Обзорные статьи традиционного плана о рок-движении в сибирском регионе» – таким скудным описанием ограничились авторы. (Сергей Терпигорьев в 1990-е упоминается в официальных газетах как руководитель иркутского рок-клуба. Он же возил в Иркутск группы «Алиса», «Аквариум» и т.д.). Если Иркутск представлен в энциклопедии довольно скромно, то братскому рок-самиздату отведена целая статья. В этом городе вышли в 1991 году четыре номера журнала «Житинский № 7». «Основной достопримечательностью города является, казалось бы, обыкновенный самиздатовский журнал…» – так авторы энциклопедии описывают «прелести» Братска. «Житинский № 7» – это типичный фанзин, издаваемый студентами братских вузов, коих судьба из этих самых вузов периодически выкидывает, а затем благополучно возвращает на место». Оригинальны были рецензии юных братских самиздатчиков: «БГ – не старая калоша, а что-то типа поношенных лицензионных кроссовок, которые любишь уже как-то по привычке да и выбрасывать жаль». По каким-то неизвестным причинам в энциклопедию не попал ещё один иркутский рок-самиздат того времени – журнал «Магазин убитых». По словам Владимира Скращука, его выпускали «некто дядя Б., Юрий Семёнов и духовный отец С. Терпигорьев при финансовой поддержке С. Предеина, М. Баниевой и А.». Машинописный журнал не имел выходных данных и не получил продолжения. Сергей Предеин, к примеру, потом был пресс-секретарём губернатора, областного Заксобрания. Такие вот преображения.

Уже после выхода энциклопедии в 1997 году в Иркутске вышло несколько номеров машинописного журнала «Куда идёшь?». «С 1 по 10 августа в Байкальске – Международный фестиваль молодёжной музыки «Байкальск-98». Кобзон не приехал, негры из Норвегии – тоже. Самоокупаемость и тусовка», – бодро анонсировал журнал. Теперь он уже интересен духом 1990-х, который очень наивно, а потому очень правдиво передан. В одном из номеров имеется, к примеру, интервью с одним из участников саянской группы «Нравы времени» Александром Щукиным, которое даёт почувствовать, как было тогда, какими были привычные нам, но скучноватые теперь места Иркутска. Вот что, к примеру, творилось в уютной библиотеке для юношества на Чехова. «Однажды я играл с Колей Рок-н-Роллом (Ник Рок-н-Ролл – легендарная фигура советского рок-движения. – Авт.), когда он приехал в Иркутск… Он в это время так и делал: приезжал куда-нибудь, брал местную команду и выступал без репетиций… Нормальный псих. Это было в библиотеке имени Уткина, на улице Чехова. Он начал выступление со слов: «Здорово, ребя!». Мы заиграли от винта... Ну и пошло-поехало. Потом он разделся, бил какие-то банки, резал себя».

Очевидно, что история иркутского самиздата – это история, в которой пропущены многие важные главы, а какие-то определяющие события уже никогда не восстановить.

В силу лёгкости отношения авторов к своим созданиям, в силу «тяжести» отношения властей к этим растрёпанным листкам. Однако пытаться «поднять» эту историю, наверное, нужно. Просто потому, что ни одна официальная газета не может передать настоящее и живое. Саму жизнь. Типографских газет и нормальных талантливых журналистов «в системе» – десятки. А Подшивалов – один.

Автор: Юлия ПЕРЕЛОМОВА.

Специально для ИА novorus.info
Источник: http://novorus.info/
Центральное информационное агентство Новороссии
Novorus.info
Поделиться статьей в соц.сетях
Внимание! Редакция может не разделять точку зрения авторов публикаций.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Правила сайта


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.