в Москву, приглашаются
волонтеры - добровольные помощники.
Центральное информационное агентство Новороссии Novorus.info

История

ОТБЛЕСК ЗОЛОТОГО ВЕКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ. История создания Новороссии

Просмотров: 13769

ОТБЛЕСК ЗОЛОТОГО ВЕКА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ. История создания Новороссии
В независимой Украине закономерно возрос интерес к истории казачества. Ещё в 1998 г. при Институте истории Украины НАН Украины создан Научно-исследовательский институт казачества, имеющий ряд филиалов. В Харьковском национальном педагогическом университете им. Г. С. Сковороды также создан Институт казачества. Этот сложный и многогранный исторический феномен стал объектом многочисленных научных изысканий и литературных публикаций, создаются музеи и учебные заведения, связанные с казачьей тематикой.

Казачество не только является одной из наиболее ярких и героических страниц истории Украины, но и представляет собой уникальное явление в мировой истории. Общеизвестно, что столицей казацких вольностей была Запорожская Сечь, которая просуществовала около двух с половиной веков. В исторической науке вопрос о количестве и порядке Запорожских Сечей окончательно не выяснен. Часто их насчитывают от 8 до 13, но большинство ученых придерживаются позиции Дмитрия Яворницкого, который отстаивал версию о восьми сечах. Сечи, как центры Вольностей Войска Запорожского, всегда располагались в пределах Великого Луга Запорожского, меняя только свои места, переходя из одного в другое (на расстоянии 5-20 километров от прежней сечи). Больше всего сечей было в Базавлуцких плавнях (ныне Днепропетровская область).

На протяжении своего более чем двухсотлетнего существования запорожские казаки последовательно сменили 8 сечей: Хортицкую (начало XVIст.-60-е гг. XVIст.) Томаковскую (конец 60-х гг. XVIст.- 1593 г.), Базавлуцкую (1593-1638), Никитинскую (1638-1652), Чертомлыцкую (1652-1709), Олешковскую (1711-1734), Новую, Подпильненскую Сечь (1734-1775), Задунайскую (1775-1828). После указа Екатерины П (1775) о ликвидации Запорожской Сечи, последнюю, Задунайскую было построено за пределами Украины, в Добрудже (современная Румыния).

Немаловажный факт: Новая, Подпильненская Сечь, не была последней на территории Украины. После ликвидации Сечи те запорожцы, которые не пожелали уходить за Дунай, разбрелись по всей Южной Украине. Однако запорожская старшина (А.Головатый, С.Белый, З.Чепега) не оставляла мысли о возрождении Сечи, используя покровительство Г.Потёмкина. Уже в 1783 году Г Потёмкин высказал намерение снова собрать запорожцев. Таким образом, через 8 лет после упразднения запорожское казачество было возрождено в новом качестве, но без какого-либо определенного центра наподобие Сечи.

В 1787 году, в преддверии войны с Турцией, российское правительство представило запорожцам в урочище Васильково у Бугского лимана место для основания Войскового Коша во главе с кошевым атаманом Сидором Белым. Но Васильковская Сечь просуществовала недолго. В это время казаки приняли название Войска верных казаков, а в конце 1788 года за активное участие в русско-турецкой войне и особые отличия при взятии причерноморских крепостей Войско верных казаков получило новое наименование – Войско Черноморских казаков. В конце 1789 года, на зиму, новый кошевой атаман Захарий Чепега перенёс Кош в село Слободзея не Днестре. При этом было основано три паланки: Поднестровская, Березанская и Кинбурнская. Слободзейской Сечи также была уготована недолгая судьба. Царское правительство, поначалу пообещавшее отдать казакам земли между Бугом и Днестром, в 1793 году переселило черноморцев на Кубань.

Еще в 1775г., после указа Екатерины П о ликвидации Запорожской Сечи, часть запорожцев бежала за Дунай, в турецкие владения и по разрешению турецкого правительства создали здесь Задунайскую сечь. Однако первоначально султан дал казакам остров Святого Юрия, кроме того, запорожцам было разрешено свободно поселяться по всем рекам и лиманам от Дуная до Южного Буга. Казаки осели своими паланками возле Хаджибейского и Тилигульского лиманов, в том числе на Пересыпи (Одесса).

В конце 80-х – в начале 90-х годов прошлого столетия известный одесский историк Анатолий Бачинский обратил внимание на то, что множество каменных крестов из ракушечника, которые стоят на кладбищах в десятках сёл вблизи Одессы, безусловно, являются казацкими. В 2006 году профессор Елена Бачинская совместно с казаками Черноморского гайдамацкого объединения Украинского казачества произвела поисковые работы в девяти сёлах Коминтерновского района вдоль берега Тилигульского лимана. Целью экспедиции было найти и описать каменные кресты на кладбищах сёл Коминтерновского района, где было выявлено 350 крестов и надгробных памятников конца XVIII – середины XX столетия. И стоят они как хранители национальной памяти казацкой Украины.

Изучение этих исторических событий и привело к мысли о создании именно на землях вблизи Тилигульского лимана, в Коминтерновском районе Одесской области, на бывших Тилигуло-Балайских окрестностях туристического маршрута "Чумацький шлях". Старокиевская трасса была важным участком торгового тракта, под названием "Чумацький шлях", известного ещё по летописи XV столетия, с обозначением конечных пунктов этого древнего маршрута: от Качибея (будущей Одессы) на Брацлав и Киев. На протяжении столетий Хаджибей (Одесса) оставался одним из главных мест добычи соли в Украине, а с XIX столетия именно эта дорога связывала с портом и далее морем с внешним миром.

Одесса под названиями Качибей, Качибеев, Хаджибей упоминается польским хронистом XV столетия Яном Длугошом в документах 1415 года, в связи с братской помощью – транспортом с украинским хлебом в Константинополь. Но пройдет всего одно столетие, и угроза коснется именно этих земель – Качибей и все побережье Чёрного моря будет захвачено Османской империей и её вассалом – Крымским ханством. У новых владельцев Качибей приобретет название – Хаджибей.

Хаджибей даже под турецко-татарской властью оставался одним из главных мест добычи соли. Предводители казачества прекрасно понимали значение этих территорий и намеревались создать здесь казацкое государство, для чего, необходимо было вытеснить турок за Дунай и посадить на молдавский престол лояльного к казакам господаря. Такое казацко-молдавское государство пытались создать основатель Сечи Дмитро Байда-Вишневецкий в 60-ые годы и казацкий предводитель Иван Подкова в 70-е годах XVI столетия. А казацкий гетман Северин Наливайко в 90-х годах того же столетия предполагал образовать автономную казацкую республику в составе Речи Посполитой.

Мы с уверенностью сегодня утверждаем, что наш город был основан при правлении Великого князя литовского и русского Витовта. Днем рождения любого города считается дата его первого упоминания в исторических документах. Такой записью может служить запись в летописи поляка Яноша Длугоша, датированная 1415 годом, дополненная Кромером в XVI веке, что в 1415 году польский король Владислав II, т.е. Ягело, отправил из порта Качибей корабли с зерном на помощь осажденному турками Константинополю (15). С этого времени история города-порта прослеживается в исторических источниках непрерывно. Этот факт можно считать основанием для того, чтобы в 2015 году отметить 600-летие Одессы, т. к. на месте города и его порта находился город Гаджибей, который вёл активную торговлю зерном с Константинополем и всей Европой! Попытки почти втрое уменьшить возраст Одессы является фальсификацией истории. Чем старше город, тем глубже его можно изучать, и тем он интересней для туристов. Однако, местная одесская власть до сих пор упорно ведет отсчёт создания города Одессы с 1794 года, когда императрица Екатерина ІІ приняла представленный план Иосифа де Рибаса, за которым последовал Рескрипт Екатерины II от 1794 года, который на самом деле предписывал создать вначале в Хаджибее порт, а только потом город был переименован.

Согласно исторической справке декана исторического факультета Одесского национального университета В.Кушнира от 08.09.2006 г. за №0066087, воспоминания о стычках казаков с татарами на Тилигуле начинаются с XVI столетия (письма польского гетмана Жолкевского). Известно, что на территории вблизи Тилигульского лимана бывал и атаман Иван Сирко во время своих походов на татар через Тилигул и Куяльники в 1665 и 1672 гг., чтобы отомстить за их набеги на Украину (1); (8). Фастовский полковник Семен Палий в апреле 1691г. разгромил здесь татарский обоз (16).

По данным «Энциклопедии украиноведения» в период с 1696 по 1712 гг., бывший секретарь Ивана Мазепы Петрик Иваненко был гетманом «Ханской Украины», которая находилась на территории между Бугом и Днестром (так называемая татарская Белгородщина). Летом 1709 года в поисках помощи пришел на Хаджибей и гетман Иван Мазепа вместе со своим шведским союзником Карлом XII и отрядом казаков, которые спасались после поражения под Полтавой, продвигаясь по дороге от Очакова, которая шла вдоль моря. По данным историка Ф. Лагуса, они перешли Тилигульский лиман 16–17 июля 1709 года и отдыхали в районе нынешнего жилмасива Котовский и одесской Пересыпи (9).

В Русско-турецкую войну 1735–1739 гг. запорожская флотилия проходила через Хаджибейскую (Одесскую) затоку во время морских походов от Днепра до Днестра. Этим же путем, во время Русско-турецкой войны 1768–1774 гг., корабли запорожцев вышли к Дунаю. Неоднократно запорожские казаки были в ту войну под Тилигульским лиманом. Например, во время похода войск О.Прозоровского и главных сил Войска Запорожского под предводительством кошевого атамана Петра Калнышевского на Очаков и Хаджибей в июне и июле 1770 года (14). Тогда 29 июня на берегу Тилигульского лимана отмечали казаки день Петра и Павла – именины своего кошевого атамана. 24 августа, 15 сентября и 9 октября 1771 г., по словам А.Скальковского, кошевой П.Калнышевский во главе 6-ти тысячного отряда казаков «…имел три жестоких и славных дел с врагом возле Очакова и Хаджибея», за что Екатерина II пожаловала запорожцам «похвальную грамоту» (11).

Тилигульский лиман был важным объектом казацких промыслов. Об этом писал в XIX столетии Пантелеймон Кулиш (7). После уничтожения Запорожской Сечи, уходя от самодержавия России, запорожские казаки стремились именно «на Тилигул», где перебывали длительное время. «В 1776 году на Тилигуле и под Хаджибеем собралось до 7000 казаков и они стали здесь селиться под Очаковым» (4). Запорожцы письмами просили турецкую власть, что бы их «…приняли на Тилигуле и в других местах по хорошему», а в 1778 году избрали атаманом Тилигульским казака Подручного. Позже, по требованию России, турки переселили запорожцев за Дунай. В начале новой войны 1787–1791гг. главные силы российской армии и украинских казаков под командованием Григория Потёмкина осадили Очаков. Тогда особое значение для турок приобрела крепость Хаджибей, как ближайший порт вблизи осаждённого Очакова. В начале августа 1788 года казаки-черноморцы по предводительством кошевого атамана З.Чепеги по приказу князя Потёмкина начали проводить разведывательные рейды в сторону Хаджибея (6). 17 ноября 1788г. конный отряд атамана совершил нападение на продовольственные склады Хаджибея и уничтожил их, за что З.Чепега был удостоен ордена св. Георгия IV степени (10).

Черноморские казаки под предводительством Захария Чепеги и Антона Головатого весной и в конце лета 1789г. расположили свои позиции и пикеты на берегах Тилигульского лимана. Отсюда 6 полков Черноморского войска и 2 батальона регулярных российских войск под руководством Де Рибаса пошли на штурм Хаджибея, который завершился успешно 14 сентября 1789 г. (12).

После взятия Хаджибея, с одобрения Г.Потемкина, Де Рибас приказал поднимать затопленные турками военные лодки, и в конце 1789 года была создана Черноморская морская гребная флотилия. Его неизменными помощниками и тогда, и впоследствии были черноморские казаки, с которыми Де Рибаса связывала давняя дружба (5). При отчаянной схватке за остров Березань Де Рибас вовремя подоспел на помощь отряду Антона Головатого, а 18 октября 1790г. гребные корабли Иосифа Де Рибаса соединились с казацкими лодками Антона Головатого и вместе вошли в Дунай. Там украинские казаки получили лавры победителей при взятии Сулимской затоки, Тульчи, Исакчи, в декабре Черноморская гребная флотилия, подчинённая Де Рибасу, активно участвовала во взятии Измаила (3).

По Ясскому мирному договору 1791г. Хаджибей и всё побережье Чёрного моря, между Южным Бугом и Днестром перешло по власть Российской империи, под названием Новороссия Ещё в марте 1790 года князь Г.Потёмкин выделил черноморским казакам под поселение земли между Бугом и Днестром. Но после смерти князя в 1791г, казаки почувствовали шаткость своего положения, т.к. никаких юридических оснований на эти земли они не имели. С ноября 1791г войсковое руководство начинает ходатайствовать о выделении новых земель в Еникольском округе и на Тамани. В правительстве тогда прорабатывались проекты военно-казачьей колонизации земель правобережной Кубани. 30 июня 1792г. последовал именной указ Сенату «О пожаловании Черноморскому войску острова Фанагории с землями между Кубанью и Азовским морем, лежащими». В этот же день императрица подписала и особую грамоту на пожалованные земли. В монографии «Гребная флотилия Черноморского казачьего войска» краснодарский историк Б.Фролов утверждает, что переселение черноморских казаков на Тамань планировалось правительством ещё задолго до вручения А.Головатому высочайшей грамоты от 30 июня, но было приостановлено до получения надлежащих сведений о кубанской земле. В 1792–94 гг. в шесть этапов на Кубань было переселено свыше 17 тысяч семейных и бессемейных черноморских казаков (13). Как писал М.Грушевский, «… они положили начало украинскому заселению кубанских земель» (4).

Одними из главных исторических персонажей этого времени стали: войсковой судья верного казачьего войска Черноморского, бригадир Антон Головатый. Он вошел в историю как самый активный инициатор создания Черноморского казачьего войска и переселения его на Кубань. Захарий Чепега – простой запорожский казак, ставший генерал-майором русской армии и атаманом Черноморского казачьего войска (на протяжении 10 лет), реализовал геополитический план переселения черноморского казачества и стал основателем города Екатеринодара в возрасте 68 лет.

В Одессе в 1794–1797гг. была сформирована «Черноморская казачья ко*****», которая приняла участие в строительстве города и порта. После смерти Екатерины II эта ко***** была ликвидирована. Черноморцы, которые остались в Одессе, поселились на Пересыпи, со стороны Херсонской дороги – Коминтерновского района. Эти данные легко найти в «Плане топографическом и гидрографическом крепости, города и порта Одесского в каковом состоянии ныне находится», который был составлен 1-го января 1797 года. Сегодня эти места называются улицами Черноморского казачества, атаманов Антона Головатого и Захария Чепеги.

Любой, кто прочтет эту историческую справку, поймет, что вычеркнуть из истории нашего края эти исторические события, а тем более отрицать события 300-летней борьбы за освобождение украинскими казаками этого края от османских, польских и татарских захватчиков, невозможно. Мы должны рассказывать украинцам правду об их истории, через средства массовой информации формировать культуру и патриотизм. Чем больше будет исторических программ, тем больше это будет стимулировать гордость за свою страну. Именно такие программы могут вывести Украину из состояния исторической амнезии.

В 2007г, Одесса, всегда удачливая и счастливая, кипела бурными страстями – 27 октября в Одессе был открыт памятник «Основателям Одессы». В связи с тем, что Одесса мечтает войти в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО, в старой части города, на Екатерининской площади проводились реставрационные работы. Главный объект площади – памятник-монумент Екатерине II, который был построен к 100-летию города, а затем снесён в послереволюционное время. Городской властью Одессы было принято решение о возвращении его на прежнее место.

Монумент изображал императрицу Екатерину II в окружении тех сподвижников, которые стояли у истоков рождения Одессы: Князь Таврический Григорий Потёмкин, граф Платон Зубов, под патронатом которого начиналось строительство и обустройство Одессы, первоустроитель города – адмирал Иосиф де Рибас, а также инженер Франц де Волан, по плану которого изначально утверждено строительство порта и города. С первых дней закладки Одессы "лобное место" на Екатерининской площади было освящено под церковь. Впоследствии, на этом месте успел побывать городской фонтан, который перенесли в Городской сад, где он по сей день радует одесситов и гостей города. После революции – памятник Карлу Марксу. Во время фашистской оккупации Екатерининская площадь была переименована в площадь Гитлера. Последнее время – 42 года на этом месте стоял памятник Потемкинцам. В ночь с 24 на 25 июня 2007 г. он был демонтирован, несмотря на бурные протесты одесситов и местных казаков. Решение об установлении в Одессе монумента «Основателям Одессы» (теперь его решено было именовать именно так) приняли депутаты горсовета, мотивируя его тем, что с 1900 по 1920г. в Одессе существовал памятник Екатерине II, пока его не снесли большевики.

Открытие данного монумента в 2007 году сопровождалось столкновениями между сторонниками и противниками воссоздания этого памятника. Против выступили партии националистического толка, Ассоциация казацких обществ «Січ» и ряд других общественно-политических сил, мотивируя это тем, что Екатерина Великая упразднила Запорожскую Сечь и Черноморское казачество, инициировала крепостное право на Украине, ликвидировала украинский язык и культуру, а последнего гетмана запорожской Сечи Калнышевского сослала на Соловки. Земли Запорожской Сечи, земли «Ханской Украины» твердой рукой Екатерины ІІ, через своих подчиненных, были очищены от вольных людей, людей, которые были памятью своей земли и владели традициями своего народа еще со времен Киевской Руси. Коренные жители были выселены на Кубань, а их земли были проданы и подарены российским, польским, молдавским, немецким, болгарским, сербским помещикам и колонистам.

Где те дороги, по которым шли наши предки на Кубань? Информация об этом переходе и переселении казаков в украинских школьных учебниках никогда не излагалась и никогда не изучалась. С тех пор прошло 215 лет! И только благодаря историкам П.Короленко, Ф.Щербине, Б.Фролову, Н.Тернавскому, Ф.Петруню, И.Сапожникову мы можем донести эту часть украинской и российской истории нашим современникам.

… По заключению Оттоманской Портой мира в 1791г., завоеванная у турок земля, отданная было князем Потемкиным черноморцам, осталась за Россией и поступила в казенное ведомство, а Черноморскому казачьему войску была предназначена земля на одном только небольшом Фанагорийском болотистом острове После многих совещаний старшина войска Черноморского пришла к заключению: просить царицу прибавить к Тамани поселения незаселенные берега Кубань-реки (2).

Ответ не заставил себя долго ждать. 30 июня 1792 г. Екатерина II подписала указ о переселении Черноморского войска на прикубанские земли и жалованную грамоту на вечное владение ими. Первая партия черноморцев в количестве 3247 человек прибыла морем на Тамань 25 августа 1792г. Бывшие запорожцы получили гигантский кусок целинной земли, удивительно похожий на тот, которого их некогда лишили. Всего на Кубань переселилось около 25 тыс. человек. С мая 1793г. начала создаваться Черноморская кордонная линия. По старому запорожскому обычаю был брошен жр***й, распределивший месторасположение 40 куренных селений, 38 из них получили старые запорожские названия.

В 1828 году и казаки Задунайской Сечи перешли на сторону русской армии, принеся покаяние и присягу русскому императору Николаю I, и так же поселились на Кубани. Именно этот факт имеет основание говорить о том, что Россия единственная страна, которая дала возможность большей части запорожских казаков, для дальнейшего нормального существования и развития. И даже временные конфликты с русским правительством не могли нарушить общую тенденцию. Черноморские казаки, а с 1861г. переименованные в Кубанских казаков, верой и правдой служили России. После гражданской войны Войско Кубанское, как впрочем, и другие казачьи войска, были ликвидированы. В начале 90-х годов XX столетия на этих кубанских землях началось казачье возрождение.

Необходимо уточнить тот факт, что приказ о ликвидации Новой Сечи отдал… запорожский казак Грыцько Нечеса (более известный как светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический), незадолго до этого запорожцы приняли его в свои ряды.

Я предлагаю без идеологической напыщенности взглянуть на события 1775 года. Начнем с исторически обусловленных причин разгона сечи:

– Первой и, безусловно, основной причиной разгона сечи было восстание Пугачева, поставившее государство на грань развала. В 1773-1774 годах сечевики толпами шли к Пугачеву. Когда проводивший дознание по делу Пугачева граф Никита Панин доложил Екатерине II, что самозванец намеревался из заволжских степей идти на Сечь, чтобы подымать казаков, императрица решила, что с приднепровской вольницей надо что то делать, пока какой-нибудь новый самозванец не взбунтовал Сечь.

– В результате семилетней войны с Турцией в 1768-1774 гг. был подписан Кючук-Кайнаджирский мир, в результате которого Османская империя, потерпев поражение, признала независимость Крымского ханства, согласилась на присоединение к России Азова, Керчи и других территорий, надобность в казачьей защите южной границы от татарских набегов отпадала: крымский хан принял российское подданство.

– Третей причиной было само поведение казаков и их старшины. Земли Войска Запорожского были чрезвычайно обширны и плодородны, не освоив эти земли нельзя было заселить приазовские и причерноморские земли. Тому на запорожских землях стали селить сербских колонистов, что вызвало гнев казаков: многих колонистов просто убили, других обкладывали данью, что, безусловно, не радовало русское правительство. Кроме того, старшина допускала воровство казенных денег, высылаемых на содержание войска. Это приводило к восстаниям сечевой бедноты.

Современный украинский политикум и украинское казачество ставит точку на существовании казачества в 1775 году. Почему мы сегодня не хотим посмотреть правде в глаза и открыто признать возрождение казачества на Кубани? Ведь кубанцы и есть прямые потомки тех самых запорожских казаков, со всей его многовековой историей!

Однако, те обстоятельства, которыми апеллирует украинское казачество к обществу, сегодня не вызывают никаких протестов у Кубанского казачьего войска и местного кубанского населения. Сегодня краснодарский край насчитывает около 132 тысяч человек украинской диаспоры. Спустя два столетия, потомки тех самых запорожцев за Кубанью, которые вначале из Запорожья перебрались к Бугу и Днестру, а затем на Кубань, два года назад восстановили памятник Екатерине Великой в Краснодаре, а потому можно предположить, что со своей историей они разобрались и похоже вполне с ней согласны! А потому и казачьи святыни начинают возвращаться на свои места.

… В 1853 году в Екатеринодаре был заложен на войсковые средства Войсковой Александро-Невский (белый) собор. Строительство продолжалось 19 лет, освятили храм в 1872 году, а в 1937 году собор был разрушен. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году. Торжественная церемония закладки камня на месте восстановления разрушенного собора Александра Невского Кубанского казачьего войска состоялась 17 декабря 2003 года.

Памятник Екатерине Великой первоначально был сооружен на средства Кубанского казачьего войска и был открыт на Атаманской площади в мае 1907 года. В сентябре 1920 года Кубанским чрезвычайным революционным комитетом было принято решение разобрать монумент, чтобы он не пострадал во время боев с белогвардейцами. Памятник был помещен в Кубанский археологический музей. В октябре 1931 года специальная комиссия осмотрела памятник и вынесла решение, что он не представляет художественной и исторической ценности и должен быть использован как металлолом. В 2002 году глава администрации в связи с обращением историков, краеведов, общественности принял решение о воссоздании монумента.

Современный памятник Екатерине Великой представляет собой конструкцию, где помимо императрицы, ниже, у подножья памятника помещена скульптурная группа: Григорий Потемкин, войсковой судья Антон Головатый, кошевой атаман Захарий Чепега. С задней стороны пьедестала – бронзовые фигуры слепого кобзаря, (по замыслу М.Микешина, это образ Т.Шевченко), и мальчика поводыря. По фризу – батальные сцены из наиболее значимых сражений, в которых принимали участие «черноморские казаки». На одном из барельефов надпись: «Отъ благодарнаго и върнаго Кубанскаго казачьяго войска. 1892 г.»

Сегодня Памятник Екатерине Великой и собор Александра Невского Кубанского казачьего войска являются целостной композицией главной площади Краснодара, где казаки Кубанского казачьего войска систематически несут почетный караул, поддерживая преемственность поколений, отдавая дань истории и казацким традициям.

Кто не знает и не уважает своего прошлого, тот не имеет будущего. История - это не только жизнь памяти, но и учительница жизни. Вот только нам, украинцам, остается выяснить, какая история может стать нам учительницей жизни, и имеем ли мы ее как таковую? Возьмем хотя бы данный случай.

Екатерина ІІ широко известная как одна из самых одиозных правительниц Российской империи. Для царской власти она была символом могущества империи, что и обусловило постановку ей большого количества памятников в разных городах. Как продолжатель дела Петра I она многое сделала для России в конце XVIII века, в том числе и в военных делах, имея в своем подчинении таких известных полководцев, как Румянцев, Суворов и Потемкин. Несомненно, Екатерина II была личностью, популярной даже в Европе, но для подавляющего большинства народов империи она была и остается символом порабощения. Екатерина ІІ уничтожила польскую государственность, государственность крымских татар, осуществляла жестокие репрессии против башкир, калмыков, инициировала выселение греков из Крыма, ногайцев из причерноморских степей. Во времена ее правления была ограниченна автономия донских, яицких казаков, прибалтийских народов, подавлен ряд восстаний, дискриминировалось еврейское население.

Много было предпринято Екатериной ІІ и в отношении украинского народа: ликвидировано гетманство на Левобережье, автономия Слободской Украины, разрушена Запорожская Сечь, а огромные земли Войска Запорожского разделены между царскими сатрапами, были секуляризированы огромные владения Украинской православной церкви, сотни тысяч этнических украинцев стали крепостными Российской монархии, Украинские черноморские казаки - бывшие запорожцы - были переселены с их земель между Южным Бугом и Днестром на Кубань.

Однако, исторические исследования показывают, что земли от Днестра до Южного Буга с глубокой древности включались в состав разных государств – в Киевскую Русь, Галицко-Волынское княжество, Золотую Орду, Великое княжество Литовское, Крымское ханство. И только за Ясским мирным договором 1791 года Хаджибей и все побережье Черного моря, между Южным Бугом и Днестром перешло по власть Российской империи (Новороссия) 300-сотлетняя борьба казаков за освобождение этого края от турок была завершена благодаря Российской империи. И только потом эта территория стала Советской Украиной, а затем и Независимой Украиной.

История – это политика в прошлом, а потому недопустимо перекладывать политические аспекты одной эпохи на эпоху другую, современную. Нам только остается научиться уважать историю такой, как она была.

Осенью 2007 года в Украине стартовал исторический телепроект "Великие Украинцы". Формат телепроекта был приобретен телеканалом "Интер" у Би-Би-Си, его оригинальное название – 100 Greatеst Britons ("100 Великих британцев"). Впервые в истории отечественного телевидения, украинский телеканал приобрел не развлекательный, а общественно-политический проект. Кандидатов в "великие", а также критерии величия и "украинскости" выбирают украинцы, совместно с учёными, экспертами, в ходе общественно-политических дискуссий.

Кто будет среди них – определить очень сложно. Понятно, что такое определение необходимо любой нации, особенно той, которая занимается самосознанием и самоидентификацией. Как и во многих других странах, претенденты на величие вызвали немало дискуссий и в нашем государстве. Самым сложным, оказалось, определить критерии – кто может претендовать на звание "Великий Украинец"? Как быть с великими уроженцами нашей земли, которые внесли неоценимый вклад в другую, неукраинскую культуру? Можно ли причислить к великим украинцам Михаила Булгакова, Игоря Сикорского, Анну Ахматову? Во всяком случае, уже хорошо то, что никто не сомневается в украинскости Тараса Шевченко и Леси Украинки.

Безусловно, Украине нужны исторические проекты, которые не просто пересказывали бы сухие факты, а раскрывали судьбы конкретных людей на фоне той или иной эпохи и вызвали любопытство к собственной истории у самого широкого круга украинцев. Очень важно разобраться, что переживали люди в конкретные исторические моменты нашей страны. Представлять ту или иную эпоху посредством героя, следить за его жизнью, не подвергать его цензуре, а делать максимально живым, настоящим. Нам необходимо научиться правильно трактовать историческое значение того или иного персонажа из прошлого и если мы – краеведы, историки и журналисты сможем разобраться и донести эту точку зрения до слушателя, история станет ближе и понятней.

Когда состоялся первый эфир проекта "Великие украинцы", в так называемом "совете гарантов", выяснилось, что предложенные создателями проекта критерии выбора "великих украинцев" - "земля" (родился на территории современной Украины), " кровь" (этнический украинец) и "язык" (владеет ли он украинским) не оказались решающими. В итоге устроителям проекта «Великие украинцы» пришлось объявить, что граждане Украины могут проголосовать за любого "великого", не руководствуясь какими-либо критериями.

Сегодня, 215 лет спустя после вышеуказанных событий, мы одесситы приехали на Кубань, где представители украинской диаспоры через поколения сохранили свой язык, самобытную украинскую культуру, остались преданы земле своих предков и при этом добиваются статуса Закордонного Украинца!

Эти люди по праву могут считаться «Настоящими украинцами»!!!

Кубанское казачье войско, Кубанский казачий хор и его руководитель Виктор Захарченко, общественная организация: «Содружество: Кубань – Украина», в лице его руководителя – Ирины Скибицкой, да и вся многотысячная украинская диаспора Кубани вызывает восхищение уже только тем, что на протяжении веков сохранила преданность своим украинским корням и казачьим традициям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной Руси // Т.6. СПб., 1869. С. 33–35.

2. По долгу верности к Отчизне: к 210-летию начала персидского похода черноморских казаков во главе с А. Головатым (1796) /Краснодар: Диапазон-В. 2006. С. 43-44.

3. Горбатюк А., Глазырин В. Юная Одесса // Одесса, 2002. С. 64.

4. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины // К., 1995. С. 478, 480.

5. Де Рибас. Старая Одесса // Одесса, 1913. С. 35.

6. Короленко П. Кошевые атаманы Черноморского казачьего войска XVIII столетия// СПб., 1901. С.34–35.

7. Кулиш П. Записки о Южной Руси// СПб., 1856. С. 159.

8. Конисский Г. История русовъ или малой Россіи // М., 1846. С. 242.

9. Лагус Ф. Карл XII в Южной России // Записки Одесского Общества истории и древностей (далее – ЗООИД). Т. 3. - 1853. С. 323, 324.

10. Материалы для биографии кошевого атамана Черноморского войска Захария Алексеевича Чепеги // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1900. Т. 7. С. 260-289.

11.Политическая переписка императрицы Екатерины II // Сборник Русского исторического общества. СПб., 1904. С. 25.

12.Сапожников И.В., Сапожников В.Г. Запорожские и черноморские казаки в Хаджибее и Одессе // Одесса, 1998. С.14.

13.Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска // Собраны и изданы И. И. Дмитренко. Т. 2. СПб., 1896. С. 236.

14.Скальковский А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского // изд. 3., Одесса. 1885-86. С. 52, 53.

15. Сушинский Б. Одесса: история написанная столетиями // Одесса., 2005. С.29.

16. Эварницкий Д.И. "История запорожских казаков" // Т. 1. СПб., 1892. С.292–294.
Центральное информационное агентство Новороссии
Novorus.info
Поделиться статьей в соц.сетях
Внимание! Редакция может не разделять точку зрения авторов публикаций.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Правила сайта

Комментарии к статье:

  • Гости
Какая же ахинея в этой статье. Украина? Украинцы? Все те, о ком здесь говориться, были русскими и жили в разных частях России (включая Малороссию, которую условно можно считать Украиной). Ну а жонглирование понятиями, в основе которых лежит корень "запорож", - это в расчёте на простаков.
| | |


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.